Программа профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков» с присвоением дополнительной квалификации «Преподаватель иностранных языков» разработана в соответствии  с приказом министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки РФ) от 01.07.2013 г. № 499 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

Дополнительная программа профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков» с присвоением дополнительной квалификации «Преподаватель иностранных языков» предназначена для выпускников вузов по специальностям и направлениям подготовки высшего профессионального образования факультетов/институтов иностранных языков.

Цель  Программы профессиональной переподготовки для  присвоения дополнительной квалификации «Преподаватель иностранных языков» — совершенствование подготовки выпускников высших учебных заведений, более полного удовлетворения потребности личности в получении образования и повышения степени социальной адаптации выпускников факультетов/институтов иностранных языков высших учебных заведений Российской Федерации.

В результате успешного освоения дополнительной профессиональной        программы переподготовки присваивается дополнительная квалификация «Преподаватель иностранных языков» выпускникам, окончившим вузы по специальностям и направлениям подготовки факультетов/институтов иностранных языков высшего профессионального образования с выдачей диплома установленного образца с записью о присвоении вышеназванной квалификации.

  1. Общая характеристика программы профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков» с присвоением дополнительной квалификации «Преподаватель иностранных языков».

1.1. Нормативная трудоемкость профессиональной программы подготовки переводчика в сфере профессиональной коммуникации составляет

Дополнительная профессиональная программа переподготовки Квалификация Нормативный срок освоения Трудоемкость (в часах) Трудоемкость (в зачетных единицах)
Программа профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков»  Преподаватель иностранных языков  1,5 года  1080  30

 

1.2. Характеристика сферы и объектов профессиональной деятельности преподавателя иностранных языков.

Деятельность слушателя программы направлена на:

  • реализацию образовательных программ и учебных планов на уровне, отвечающем принятым стандартам образования;
  • проектирование, разработку и проведение типовых мероприятий, связанных с преподаванием (уроков, лекций, семинарских и практических занятий, консультаций, аттестационных мероприятий);
  • проведение исследований проблем, связанных с преподаванием, разработку рекомендаций по их разрешению;
  • анализ частных и общих проблем преподавания, управления образовательными учреждениями;
  • использование современных технологий образования для выбора оптимальной стратегии преподавания в зависимости от уровня подготовки обучаемых и целей обучения;
  • воспитание и интеллектуальное развитие личности.

1.3. Характеристика дополнительной квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций  и уровней квалификации:

Должен иметь или параллельно осваивать основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальностям или направлениям подготовки факультета/института иностранных языков.

Сферами профессиональной деятельности преподавателя являются:

  • учреждения системы образования различных форм собственности (школы, лицеи, гимназии, техникумы, колледжи);
  • учреждения, организации, предприятия, деятельность которых связана с различными аспектами преподавания.

Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение по программе профессиональной переподготовки с присвоением дополнительной квалификации «Преподаватель иностранных языков».

Выпускник дополнительной профессиональной программы переподготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков» должен обладать следующими общелингвистическими и профессиональными компетенциями:

в области педагогической деятельности:

  • способностью разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
  • способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);
  • готовностью применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);
  • способностью осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-4);
  • способностью использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
  • готовностью к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6);
  • способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7);
  • готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-8);
  • в области научно-методической деятельности:
  • владеет теоретическими основами обучения иностранным языкам, закономерностями становления способности к межкультурной коммуникации (ПК-9);
  • владеет средствами и методами профессиональной деятельности учителя или преподавателя иностранного языка, а также сущностью и закономерностями процессов преподавания и изучения иностранных языков (ПК-10);
  • умеет использовать учебники, учебные пособия и дидактические материалы по иностранному языку для разработки новых учебных материалов по определенной теме (ПК-11);
  • умеет использовать достижения отечественного и зарубежного методического наследия, современных методических направлений и концепций обучения иностранным языкам для решения конкретных методических задач практического характера (ПК-12);
  • умеет критически анализировать учебный процесс и учебные материалы с точки зрения их эффективности (ПК-13);
  • умеет эффективно строить учебный процесс, осуществляя педагогическую деятельность в учебных заведениях дошкольного, общего, начального и среднего профессионального, а также дополнительного лингвистического образования в соответствии с задачами конкретного учебного курса и условиями обучения иностранным языкам (ПК-14);

в области культурно-просветительской деятельности:

  • способностью разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы (ПК-15);
  • способностью выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-16);

в области научно-исследовательской деятельности:

  • готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-17);
  • способностью разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности (ПК-18);
  • способностью использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования (ПК-19).
  • владеет основами современной информационной и библиографической культуры (ПК-20);
  • умеет выдвинуть гипотезы и последовательно развивать аргументацию в их защиту (ПК-22);
  • владеет стандартными методиками поиска, анализа и обработки материала исследования (ПК-23);
  • обладает способностью оценить качество исследования в данной предметной области, соотнести новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представить результаты собственного исследования (ПК-24).

 

2.1.Требования к профессиональной компетентности преподавателя

Преподаватель должен:

  • понимать роль учебных заведений в обществе, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности;
  • знать основные законодательные документы, касающиеся системы народного образования, права и обязанности субъектов учебного процесса (преподавателей, руководителей, учащихся и их родителей);
  • понимать концептуальные основы (предмета), его место в общей системе знаний и ценностей и в школьном учебном плане;
  • учитывать в педагогической деятельности индивидуальные различия учащихся, включая возрастные, социальные, психологические и культурные;
  • обладать знаниями (предмета), достаточными для аналитической оценки, выбора и реализации образовательной программы, соответствующей уровню подготовленности учащихся, их потребностям, а также — требованиям общества.

Преподаватель должен знать:

  • сущность процессов обучения и воспитания, их психологические основы;
  • воспитательные и образовательные системы прошлого и настоящего; общие вопросы организации педагогических исследований, методы исследований и их возможности, способы обобщения и оформления результатов исследовательского поиска;
  • пути совершенствования мастерства учителя и способы самосовершенствования;
  • дидактику (предмета);
  • содержание и структуру школьных учебных планов, программ и учебников;
  • требования к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся по (предмету), устанавливаемые государственным образовательным стандартом;
  • вопросы частных методик школьных курсов по (предмету);
  • различные подходы к изучению основных тем школьного курса, новые технологии обучения;
  • методы формирования навыков самостоятельной работы и развития творческих способностей и логического мышления учащихся;
  • научные основы отдельного курса (предмета), историю и методологию соответствующей науки;
  • структуру ПЭВМ, основные операционные системы, компьютерные инструментальные средства, методы компьютерной обработки информации.

Преподаватель должен уметь:

  • проектировать, конструировать, организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность;
  • планировать учебные занятия в соответствии с учебным планом и на основе его стратегии;
  • обеспечивать последовательность изложения материала и междисциплинарные связи (предмета) с другими дисциплинами;
  • разрабатывать и проводить различные по форме обучения занятия, наиболее эффективные при изучении соответствующих тем и разделов программы, адаптируя их к разным уровням подготовки учащихся;
  • ясно, логично излагать содержание нового материала, опираясь на знания и опыт учащихся;
  • отбирать и использовать соответствующие учебные средства для построения технологии обучения;
  • анализировать учебную и учебно-методическую литературу и использовать ее для построения собственного изложения программного материала;
  • организовывать учебную деятельность учащихся, управлять ею и оценивать ее результаты;
  • применять основные методы объективной диагностики знаний учащихся по предмету, вносить коррективы в процесс обучения с учетом данных диагностики;
  • использовать сервисные программы, пакеты прикладных программ и инструментальные средства ПЭВМ для подготовки учебно-методических материалов, владеть методикой проведения занятий с применением компьютера;
  • создавать и поддерживать благоприятную учебную среду, способствующую достижению целей обучения;
  • развивать интерес учащихся и мотивацию обучения, формировать и поддерживать обратную связь.

Преподаватель должен иметь представление о:

  • связях школьных разделов (предмета) с соответствующими вузовскими дисциплинами;
  • методических аспектах (предмета) в целом, отдельных тем и понятий;
  • методах и приемах составления задач, упражнений, тестов по различным темам;
  • о возможностях применения обучающей компьютерной техники в учебном процессе;
  • принципах построения обучающих и контролирующих программ разного уровня сложности.
  1. Требования к структуре программы профессиональной переподготовки с присвоением дополнительной квалификации «Преподаватель иностранных языков».

Обязательный минимум содержания программы профессиональной переподготовки  «Преподаватель иностранных языков».

 

Индекс Наименование дисциплин и их основные разделы Всего зачетных единиц Коды формируемыхкомпетенций
ОД.00. Цикл общих дисциплин 10  
ОД.01.ОД.02.

ОД.03.

 

ОД.04.

 

ПедагогикаПсихология

Методика преподавания иностранных языков

Теория обучения иностранным языкам

 

В результате изучения дисциплин общего цикла студент должен:

знать:

– ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования;

– правовые нормы реализации педагогической деятельности и образования;

– сущность и структуру образовательных процессов;

– особенности реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества;

– тенденции развития мирового историко-педагогического процесса,  особенности современного этапа развития образования в мире;

– основы просветительской деятельности;

– методологию педагогических исследований проблем образования (обучения, воспитания, социализации);

– теории и технологии обучения и воспитания ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса;

– содержание  преподаваемого предмета;

– закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды;

– способы психологического и

педагогического изучения обучающихся;

– способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;

– способы построения  межличностных отношений в группах разного возраста;

– особенности социального партнерства в системе образования;

– способы профессионального самопознания и саморазвития;

уметь:

– системно анализировать и выбирать образовательные концепции;

– использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;

– учитывать различные контексты  (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;

– учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся;

– проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

– осуществлять педагогический процесс в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений;

– создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду;

– проектировать  элективные курсы с использованием последних достижений наук;

– использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов;

– организовывать внеучебную деятельность обучающихся;

– бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;

– управлять деятельностью помощников учителя и волонтёров, координировать деятельность социальных партнеров;

– участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях;

– использовать теоретические знания для  генерации новых идей в области развития образования;

владеть:

– способами пропаганды

важности педагогической профессии для социально-экономического развития страны;

– способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);

– способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения;

– способами предупреждения девиантного поведения и правонарушений;

– способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;

– способами проектной и инновационной деятельности в образовании;

– различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;

– способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды.

22

5

 

3

ПК1ПК 2

ПК 3

ПК 4

ПК 5

ПК 6

ПК 7

ПК 8

ПК 9

ПК 10

ПК 11

ПК 12

ПК 13

ПК 14

ПК 15

ПК 16

 

 

 

 

СД.00. Цикл специальных дисциплин 4  
СД.01.  

 

СД.02.

Новые информационные технологии в преподавании иностранных языков Научные основы школьного курса

В результате изучения дисциплин специальной части цикла обучающийся должен:

знать:

– основные способы математической обработки информации;

– основы современных технологий сбора, обработки и представления информации;

уметь:

– использовать современные информационно-коммуникационные технологии для сбора, обработки и анализа информации;

– оценивать программное обеспечение и перспективы его использования с учетом решаемых профессиональных задач;

владеть:

– основными методами математической обработки информации;

– навыками работы с программными средствами общего и профессионального назначения;

– базовыми программными методами защиты информации при работе с компьютерными системами и организационными мерами и приемами антивирусной защиты

 

2 

 

3

ПК1ПК 2

ПК 3

ПК 4

ПК 5

ПК 6

ПК 7

ПК 8

ПК 9

ПК 10

ПК 11

ПК 12

ПК 13

ПК 14

ПК 15

ПК 16

 

СД.03. Дисциплины и курсы по выбору студентов, устанавливаемые вузом (факультетом).В результате изучения спецкурса обучающийся должен:

знать:

— основные средства и приемы педагогического общения;

уметь: — использовать различные формы и виды устной и письменной коммуникации на родном и иностранных языках в учебной и профессиональной деятельности;

владеть:

— навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля;

— различными способами коммуникации в профессиональной деятельности;

— навыками коммуникации в родной и иноязычной среде.

2 ПК1ПК 2

ПК 3

ПК 4

ПК 5

ПК 6

ПК 7

ПК 8

ПК 9

ПК 10

ПК 11

ПК 12

ПК 13

ПК 14

ПК 15

ПК 16

 

 

СД.04. Практикум 2 ПК1ПК 2

ПК 3

ПК 4

ПК 5

ПК 6

ПК 7

ПК 8

ПК 9

ПК 10

ПК 11

ПК12

ПК13

ПК14

ПК 15

ПК 16

ПК 14

ПК 18

ПК 19

ПК 20

ПК 21

ПК 22

ПК 23

ПК 24

П.00. Педагогическая практика (4 недели). 6 ПК1ПК 2

ПК 3

ПК 4

ПК 5

ПК 6

ПК 7

ПК 8

ПК 9

ПК 10

ПК 11

ПК12

ПК13

ПК14

ПК 15

ПК 16

ПК 14

ПК 18

ПК 19

ПК 20

ПК 21

ПК 22

ПК 23

ПК 24

И.00 Итоговая аттестацияквалификационный экзамен по теории обучения и методике преподавания иностранных языков;

защита выпускной аттестационной работы

3 ПК1ПК 2

ПК 3

ПК 4

ПК 5

ПК 6

ПК 7

ПК 8

ПК 9

ПК 10

ПК 11

ПК12

ПК13

ПК14

ПК 15

ПК 16

ПК 14

ПК 18

ПК 19

ПК 20

ПК 21

ПК 22

ПК 23

ПК 24

  Общая трудоемкость дополнительной профессиональной программы 30  

 

Программа профессиональной переподготовки с присвоением дополнительной квалификации «Преподаватель иностранных языков»  включает в себя учебный план, рабочие программы учебных дисциплин, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программу педагогической практики, программу выпускного квалификационного экзамена, требования к написанию выпускной аттестационной (дипломной) работе, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

В учебной программе каждой дисциплины должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по программе.

Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц. По дисциплинам трудоемкостью более трех зачетных единиц при проведении промежуточной аттестации рекомендуется выставлять дифференцированную оценку.

Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 — 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

Вуз обязан заключить договор со слушателями программы и ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании программы.

Программа должна предусматривать практические занятия по дисциплинам, формирующим у обучающихся умения и навыки в области возрастной психологии, педагогики, теории обучения иностранных языков и методики преподавания иностранных языков.

Обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные программой вуза.

Раздел программы производственная (педагогическая) практика является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Производственная практика проводится в образовательных учреждениях общего среднего образования, учреждениях дополнительного образования, культурно-просветительных учреждениях. Производственная практика предполагает отчет обучающегося об ее итогах и отзыв работодателя. По результатам аттестации выставляется дифференцированная оценка.

Реализация программы должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины.

Программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным дисциплинам. Содержание каждой из таких учебных дисциплин должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла — за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы, помимо учебной, должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 — 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Высшее учебное заведение, реализующее программу, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующих действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации программы перечень материально-технического обеспечения включает в себя:

  • видеоклассы;
  • мультимедийные классы, оснащенные оборудованием для воспроизведения аудио- и видеоматериалов в аналоговых и цифровых форматах;
  • компьютерные классы, оснащенные достаточным количеством компьютерной техники с доступом в сеть Интернет.
  1. Оценка качества освоения программы

Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:

  • разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
  • разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
  • обеспечения компетентности преподавательского состава;
  • регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
  • информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

Оценка качества освоения программы должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую аттестацию выпускников.

Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения по соответствующей дисциплине.

Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей программы (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности, для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

Итоговая аттестация включает выполнение выпускной аттестационной работы (в рамках дисциплины «Практикум») и квалификационного экзамена «Теория и методика преподавания иностранных языков».

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной работы, а также требования к квалификационному экзамену определяются высшим учебным заведением.